Прибор предназначен для проверки и регулировки электрооборудования автомобилей с аккумуляторной батареей на напряжение 12 В и четырехцмлиндровым карбюраторным двигателем, оснащенным классической системой зажигания. Этот прибор позволяет измерять постоянное напряжение (до 16 В), частоту вращения коленчатого вала двигателя (в двух под диапазонах до 1200 и до 10000 мин '). угол
замкнутого состояния контактов прерывателя (до 80°, рабочая юна 30...60°) и оценивать падение напряжения на замкнутых контактах прерывателя (до 1В ) наибольшее допустимое значение 0 2 В) Прибор обеспечивает точность измерения всех параметров не хуже ±5%. Его габариты 143x106x83 мм, масса
около I кг
Принципиальная схема приведена на рис. 1.
Когда нажата кнопка S2 («U1»), a SI(«^U1») не нажата, то последовательно с микроамперметром PIвключены добавочные резисторы R1 и R2, и прибор представляет собой вольтметр. Верхнюю границу измеряемого им напряжения устанавливают подстроенным резистором R2.
Для оценки состояния контактов прерывателя измеряют падение напряжения на них Прибор (кнопка S2 нажата) подключают к выводам контактов прерывателя н включают зажигание автомобиля. Заводной рукояткой медленно поворачивают коленчатый вал двигателя до замыкания контактов прерывателя (в этот момент вольтметр покажет напряжение, близкое к нулю) н нажимают на кнопку S1. Чем меньше отклонение стрелки, тем лучше состояние контактов. Если стрелка выходит за пределы зачерненного участка шкалы, то это означает, что контакты требуют зачистки или замены. По окончании измерения нужно еще раз нажать на кнопку S1 .
Чтобы определить частоту вращения коленчатого вала, нажимают на кнопку S3 («Л'|») или S4 («Л'2»), а зажимы прибора подключают, к выводам прерывателя В этом случае прибор измеряет частоту следования импульсов в первичной обмотке катушки зажигания. Частота Л вращения коленчатого вала двигателя (в мин ')и частота / размыкания контактов (в Гц) связаны между собой следующим соотношением: Л'= 120//г, где г — число цилиндров двигателя. При каждом размыкании контактов прерывателя конденсатор С1 (или Q2, если нажата кнопка S4) заряжается через диол V3 и мнкроамперметр Ptдо напряжения стабилизации Uъ стабилитрона V/, а при каждом замыкании контактов он разряжается через диод V2. Ток / через мнкроамперметр равен 1 ~ / • С/ • С/{.т, где С1 емкость зарядного конденсатора. Таким образом, показания прибора оказываются прямо пропорциональными частоте размыканий контактов прерывателя. Катушка L1 препятст-вует проникновению в прибор колебаний тока самоиндукции, возникающих в цени первичном обмотки катушки зажигания при работе прерывателя автомобиля. Это повышает точность измерений
Когда нажата кнопка 55 («и»), прибор измеряет угол замкнутого состояния контактов прерывателя, т. е. угол поворота кулачка прерывателя от момента замыкания контактов до момента их размыкания Этот параметр характеризует размер рабочего зазора прерывателя Углы замкнутого и и разомкнутого <р состояния контактов связаны между собой следующим соотношением: а + Ф- 360°/?
Шкала прибора в этом виде измерения имеет обратный отсчет: при постоянно разомкнутых контактах, ког-да u = 0, через микроамнерметр протекает ток полного отклонения стрелки, а при постоянно замкнуты* (а =90° для случая г —4) стрелка не отклоняется от начальной отметки.
Скважность импульсов, снимаемых со стабилитрона VI, а следовательно, и средний ток через микроампер-метр изменяются в зависимости от угла замкнутого состояния контактов. При этом частота следования импульсов практически не влияет на показания прибора.
Все детали прибора смонтированы на печатной плате из стеклотекстолита толщиной 2 мм .
Кнопочный выключатель - П2К (четыре кнопки с зависимой фиксацией и одна с независимой — с выключением повторным нажатием). Он припаян выводами непосредственно к плате.
Катушка Liнамотана на цилиндрическом пластмассовом каркасе диаметром 6 мм и расстоянием между шечками 26 мм (диаметр щечек 10 мм). Катушка прикреплена к плате винтом. Она содержит 9400 витков провода ПЭВ-2 0,08, намотанного виавал Подстроенные резисторы — СПЗ-16. Конденсаторы С1 и С'2 — МБМ. СЗ К50-6. Плата прикреплена гайками к выводам микроамперметра Pi. В приборе использован микроамнерметр М900 с сопротивлением рамки около 750 Ом и юком полного отклонения стрелки 100 мкА.
Шкалу для микроампер метра необходимо изготовить новую. Ее нетрудно вычертить самостоятельно, поскольку она равномерна при всех видах измерения. Можно ее изготовить на принтери , для этого на рис. 2 дан вариант шкалы (в масштабе 1:1), более удобный, чем у прибора заводского изготовления.
Микроамнерметр М906 можно заменить на М24, М93 или другие с аналогичными параметрами. При этом номиналы резисторов R4 и R5 выбирают из условия R4 = R5 — Зr. где r— сопротивление рамки микроамперметра.
Микроамперметр с прикрепленной к нему платой установлен в пластмассовый кожух и фиксирован четырьмя винтами. Кожух снабжен поворотной ручкой-подставкой. Конструкция прибора схематически изображена на вкладке.
Налаживание прибора начинают с вольтметра. Для этого прибор подключают параллельно образцовому вольтметру и подают на них постоянное напряжение 1 В (нажаты кнопки S1 и S2). Подбирая резистор R1, добиваются, чтобы стрелка прибора установилась на последнее деление шкалы Затем возвращают кнопку S1 в исходное состояние и подают напряжение 16 В. Регулируя резистор R2. снова устанавливают стрелку прибора на конечную отметку. Поскольку измерения напряжения на замкнутых Контактах прерывателя носят оценочный характер, резистор R1 можно н не подбирать. Для калибровки тахометра потребуется генератор прямоугольных импульсов с выходным напряжением 13.. 15 В и скважностью 2. Для поддиапазона до 1200 мин 1 («Л'2») частоту сигнала генератора устанавливают равном 30 Гц. Резистором R5 тахометра устанавливают стрелку на деление, соответствующее 900 мин 1 На поддиапазоне до 6000 мин ' («Л'|») частоту генератора увеличивают до 100 Гц, и резистором R4 устанавливаю! стрелку на деление 3000 мин '. При калибровке прибора по этим точкам достигается наибольшая точность его показаний при практической эксплуатации.
Калибровка измерителя угла замкнутого состояния контактов сводится к установке подстроенным резистором R6 стрелки на нулевую отметку по шкале «Град». В этом случае прибор подключают к источнику постоянного напряжения 13... 15 В.
Описанный выше прибор рассчитан на работу с четырехцилиндровыми двигателями, однако его легко приспособить и к двигателям с иным числом цилиндров. Анализируя приведенные в описании зависимости, легко заметить, что значение измеренной частоты вращения коленчатого вала нужно уменьшить в 1,5 раза при двигателе с шестью и в 2 раза — с восемью цилиндрами. Если прибор предполагается постоянно использовать с шести- или восьмнцилиндровыми двигателями, го удобнее для сохранения градуировки шкалы тахометра заменить конденсаторы C1и С2 на другие с емкостью, соответственно в 1,5 или 2 раза меньшей. В измерителе угла замкнутого состояния контактов вся шкала должна соответствовать пределам 0...600 для шести- и 0.. 45° для восьмицилиндрового двигателя.
Прибор может быть установлен в салоне автомобиля перед водителем и служить простейшим средством постоянного контроля за работой системы зажигания.