РЕГУЛЯТОР УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ

 

  • Принципиальная схема устройства, реализующего описанный принцип, изо­бражена на рис. 1. Основной время-задающий конденсатор ,С2 заряжается и разряжается по необходимому зако­ну через транзисторы V4 и VW. об­разующие вместе с этим конденсато­ром мультивибратор с эмиттерным вре-мязадающим конденсатором.
    Для того чтобы мультивибратор по­сле формирования импульса возвра­щался в исходное состояние (тран­зистор V4 закрыт, V10 открыт, конден­сатор С2 заряжен) «двуступенчато>. эмиттер транзистора V10 через второй времязадающий конденсатор СЗ соеди­нен с эмиттером транзистора V5. Отрицательный скачок напряжения на эмиттере транзистора VJ0. возникаю­щий после генерирования импульса, закрывает не только транзистор V4, но и V5. Поэтому  сначала конден­сатор С2 заряжается только через резистор R6, но как только конден­сатор СЗ зарядится через резисторы R7. R8  транзистор V5 откроется и конденсатор С2 начнет заряжаться уже суммарным током че­рез транзистор V5 и резистор R6.

    В рабочем интервале частот враще­ния коленчатого вала двигателя им­пульс, запускающий мультивибратор, поступает от контактов прерывателя S1 до того, как мультивибратор вернется в исходное состояние, поэто­му длительность генерируемого им­пульса оказывается зависящей от ча­стоты запускающих импульсов. В мо­мент спада импульса мультивибратора формируется импульс, запускающий тринистор электронной системы зажи­гания. Запускающие импульсы выраба­тывает устройство, состоящее из уси­лителя тока на транзисторе VI3 и импульсного трансформатора 77 (вы­вод 6 трансформатора, помеченный на схеме, подключают к управляющему электроду тринистора).
    Устройство обеспечивает уменьшение амплитуды выходного импульса, т. е. выключение зажигания при достижении максимально допустимой частоты вра­щения коленчатого вала двигателя. Предельную частоту устанавливают из-мененнем постоянной времени цепи C7RI6.
    Конденсатор СЗ при запуске муль­тивибратора быстро разряжается через транзистор V8. Благодаря этому дли­тельность интервала , при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя остается неизменной. Диод V7 уменьшает температурнук) неста­бильность тока через транзисторы V5, VII. Для обеспечения ждущего режима работы мультивибратора слу­жит цепь R5V3 С целью зашиты системы от влияния «дребезга» кон­тактов прерывателя , постоянная вре­мени цепи разрядки конденсатора С/ выбрана значительно большей постоян­ной времени цепи зарядки (благода­ря включению диода V/). Фильтр V14C6 предотвращает ложные сраба­тывания регулятора от помех по це­пям питания.

    Большинство деталей регулятора раз­мещено на печатной плате (рис.). Трансформатор Т1 — МИТ-4; его мож­но заменить самодельным, намотанным на кольце с внешним диаметром 15 20 мм из феррита с магнитной проницаемостью 600...3000, обмотки одинаковые, по 50—100 витков про­вода ПЭВ-1 диаметром 0.1...0,3 мм. Емкость времязадающнх конденсаторов С'2 и СЗ, указанная па схеме, со­ответствует рабочему интервалу ча­стоты вращения коленчатого вала четырехцилиндрового двигателя — 300...6000 мин-'.
    Транзисторы КТ203Б могут быть заменены любыми другими кремние­выми транзисторами с Л21Э более 50, допустимым напряжением (7ет.тях> 10 В и допустимым обратным напряжением на эмиттерном переходе l/»e.mi)x>10 В. Желательно, чтобы транзисторы V4 и V5 были с возможно большим значе­нием Ааи».
    Если движок переменного резистора R7 связать с осью дроссельной заслон­ки карбюратора двигателя, то будет обеспечена коррекция УОЗ в зависи­мости от нагрузки на двигатель.
  • Налаживание начинают с подбора резистора R12 так, чтобы обеспечить необходимое напряжение на резисто­ре RI5. Затем подбирают резистор R5 так, чтобы напряжение на эмит­терном переходе транзистора V4 было равно 0.4 В. при этом мультивибра­тор должен находиться в ждущем режиме (V4 закрыт).
    Для запуска устройства при нала­живании вместо контактов прерывателя SJвременно включают транзистор ГТ404 (с любым буквенным индек­сом) коллектором к конденсатору С/, а эмиттером — к общему минусо­вому проводу. На эмиттерный пере­ход этого транзистора через базовый резистор сопротивлением 1 кОм мощно­стью 0.5 Вт подают от импульсного генератора прямоугольные импульсы амплитудой около  10 В, длительно-стью примерно 3 мс. Это устройст­во будет заменять контакты преры­вателя на время проверки и коррек­тировки формы зависимости <pOJ(/)-В коллекторную цепь транзистора V4 (точка А на схеме) включают миллиамперметр на 3...5 мА (удобнее всего использовать авометр). Показа­ния /ср этого миллиамперметра про­порциональны текущему значению угла
    После установки устройства на авто­мобиль и подключения к системе электрооборудования нужно, во-пер­вых, отключить центробежный регуля­тор прерывателя-распределителя и. во-вторых, установить последний так, что­бы контакты размыкались за 43 до ВМТ (фтах на рис. 5). Для того чтобы сохранить возможность работы двигателя с имеющейся системой ре­гулирования УОЗ. демонтировать цент­робежный регулятор, очевидно, не сле­дует. Достаточно тем пли иным обра­зом фиксировать поворотные грузики (например, надежно связать нх тол­стой стальной проволокой).
  • Затем нужно повернуть корпус пре­рывателя вокруг оси на угол око­ло 15° в сторону, противоположную направлению вращения его вала, и зафиксировать прерыватель. Запустить двигатель и стробоскопическим при­бором проверить совпадение установочных ме­ток. Если необходимо, скорректировать положение прерывателя.

 

 

Сайт создан в системе uCoz